Когнитивные искажения мешают удалённой работе. Одно из таких — переоценка своих возможностей. Это качество делает одинаково непродуктивным и работодателя, который не умеет делегировать и сотрудника, который амбициозно берётся за удалённую работу, даже не вникая в детали.
Чрезмерная уверенность в удалённой работе
Это явление одновременно простое и сложное. В чём-то оно будет помогать вашей успешной карьере, а в чем-то мешать удалённой работе и бизнесу в целом. Чрезмерно уверенный человек неправильно оценивает свои возможности и бросается в любую удалённую работу, не сомневаясь в успехе. В повседневной удалённой работе это проявляется так: сотрудник уверенно берется за сложные задачи, с которыми прежде не имел дела, будучи уверенным, что справится без проблем. А когда всё заканчивается факапом, тянет до последнего или пытается обвинить других в своей неудаче.
Каждый работодатель мечтает нанять сотрудника активного, инициативного и готового брать на себя ответственность в удалённой работе. И чрезмерно уверенные в себе люди производят именно такое собеседование на собеседованиях. Они уверенно презентуют себя на интервью. Но когда доходит до удалённой работы и непосредственного решения задач, тут всё выясняется: дедлайны упущены, проекты не готовы, обязательства не выполняются.
Дизайнер потерял удалённую работу, нахватав слишком много проектов. Разработчик взялся за проект, понадеявшись, что сможет быстренько освоить необходимые навыки. Копирайтер выставил себя дураком, написав экспертную статью на тему, в которой ничего не понимает. Оператор колл-центра систематически не выполняет KPI, потому что склонен переоценивать свою эффективность и не умеет планировать время. Переоценка своих сил в удалённой работе встречается довольно часто. Вера в себя полезна и помогает достигать целей, но она же может привести к финансовым и репутационным потерям для бизнеса.
Культура успешного успеха сделала из нас людей, которые склонны переоценивать свои возможности и никогда не признаются в слабостях даже самим себе. В опросах 80% сотрудников уверенно говорят, что могли бы стать руководителями или курировать индивидуальные проекты, имеют амбиции карьерного роста в удалённой работе. При этом, когда доходит до дела, только 25% готовы реально брать на себя руководящие функции.
Другая крайность — заниженная самооценка и неуверенность. Это парализующее состояние, которое мешает в удалённой работе браться за новые задачи и развиваться. Найти баланс между этими двумя полюсами трудно — чёткой границы нет и быть не может. Кроме того в удалённой работе бывают ситуации, когда невозможно оценить сложность проекта, пока не приступишь к выполнению и тогда любые прогнозы могут быть ошибочными.
То, что работник склонен переоценивать свои возможности и не готов принимать себя настоящего (не идеального, не супермена), вызывает другие психологические сложности, которые в конечном счёте пагубно сказываются на удалённой работе. Например, сотрудник избегает реальности, делает вид, что все в порядке. Может словить профессиональное выгорание, впасть в депрессию. Бывает и так, что сотрудник критикует более опытных коллег и руководство. Или сваливает свои неудачи на других.
Где грань между самоуверенностью и здоровой самооценкой
Вот несколько советов, которые помогут нащупать границу между самоуверенностью и здоровым сомнением, чтобы использовать это в своей удалённой работе:
- Не бойтесь быть обычным, рядовым сотрудником, честно выполняющим свою удалённую работу. Признайте, что вы можете многого не знать и не быть идеальным во всем и самым лучшим. Не обязательно быть самым умным человеком в комнате.
- Возьмите время, чтобы объективно оценить сложность задачи. Здесь поможет техника «Раздели слона и съешь по частям». Разбейте большую задачу на множество маленьких, с понятным планом выполнения каждой, чтобы избежать ошибок из-за невнимательности.
- Обращайтесь за помощью и обратной связью, особенно если решаете задачу впервые. Понимание своих ограничений и использование чужого опыта помогут вам развить личные и профессиональные качества и эффективно выстроить свою удалённую работу.