Вы наняли сотрудника на удалённую работу. Поздравляем. Если HR-менеджер или другой представитель работодателя поможет новичку сориентироваться в его обязанностях, познакомит с командой и расскажет о миссии и ценностях бизнеса, то компания от этого только выиграет. У вас будет включенный сотрудник, который быстрее вникнет в свою удалённую работу, проникнется духом компании и вам не придется через пару месяцев заново размещать вакансию на дому.
Что такое онбординг?
Этот термин дословно с английского переводится как «посадка на борт». Например, когда вы садитесь на самолёт, вас встречают улыбчивые стюарды, они проверяют ваши билеты, подсказывают, где ваше место, помогают разместить багаж, а потом расскажут, как пройдёт полёт и проведут инструктаж по технике безопасности. Представьте, что с каждым новым сотрудником, который устроился в ваш офис или на удалённую работу происходит то же самое.
То есть это адаптация? Не совсем. Допустим, Олег получил лёгкую удалённую работу в компании мечты. Адаптацией в его случае мы будем называть привыкание к своим обязанностям, инструментам удалённой работы и так далее. Онбординг — более всеобъемлющее понятие, подразумевающее скорее знакомство с бизнесом, его ценностями, корпоративной культуре. Некоторые HR-менеджеры называют онбординг первым этапом адаптации. Это как если бы кто-то в офисе провёл вас и рассказал: “Это твоё рабочее место. А тут у нас куллер. А это Марина, если возникнут какие-то сложности, обращайся к ней”. В удалённой работе всё то же самое.
Для онбординга характерны системность и пошаговость. То есть это продуманный алгоритм, который за ручку проводит нового сотрудника по всем процессам его удалённой работы. Онбординг также включает взаимодействие с коллегами, знакомство с другими отделами, с которыми новичок будет пересекаться в своей удалённой работе.
В общем, бизнесу важен чёткий пошаговый план действий.
Зачем бизнесу нужен онбординг?
Слушайте, это не просто и не дёшево. Вам нужны отдельные люди, которые будут сопровождать новичка в его первые недели на удалённой работе. Это вовлекает множество людей. С чего бы вообще бизнесу заморачиваться с этим?
- Недостаточно нанять сотрудника. Правильная адаптация делает из постороннего новичка лояльного и вовлечённого специалиста. В долгой перспективе эти мероприятия сокращают текучку, а в короткой – повышают эффективность удалённой работы новых сотрудников.
- Помогает привлекать и удерживать одарённых и перспективных специалистов.
Вы не можете просто нанять сотрудника и бросить его барахтаться со своей удалённой работой. Вам нужно познакомить его с вашими регламентами, формой отчётности, KPI и так далее. Иначе, ваши бизнес-процессы со временем начнут размываться. Вам нужно удерживать удалённую работу новых сотрудников в корпоративном фарватере.
Этапы онбординга при удалённой работе
Обычно программа онбординга включает в себя шаги по обучению нового сотрудника, курирование его удалённой работы и контроль результатов. Составляет этот документ HR-специалист совместно с начальниками отделов, в чьё подчинение поступает новый сотрудник. Ваш пошаговый план должен включать в себя три этапа:
- Знакомство с бизнесом, командой и удалённой работой. В корпорациях ещё до трудоустройства будущий сотрудник получает пакет инструкций и ознакомительных документов.
- Углубленное знакомство. Заранее подготовьте все необходимое для удалённой работы: инструкции, инструменты и т.д.
- Погружение. Это первые полтора-два месяца удалённой работы на новом месте. Позаботьтесь, чтобы новичок мог к кому-то обратиться с вопросами. У каждого нового сотрудника должен быть куратор или линейный руководитель.
Хорошо, если у вашего бизнеса есть документ, который называется “План введения в должность” или как-нибудь так. В нем должны быть перечислены все документы, которые предстоит изучить, все процессы, которые нужно освоить, обучение, которое нужно пройти и так далее. У каждого пункта желательно прописать дедлайн.
Сложности, с которыми вы можете столкнуться
Пока ваша программа онбординга не будет отшлифована, вы обязательно столкнетесь с проблемами. Все невозможно предугадать, это во многом зависит от специфики удалённой работы. Но типичные мы перечислим.
- Скудная информация. В удалённой работе случается много ошибок, потому что инструкция, которой его вооружили недостаточно подробна или не учитывает какие-то аспекты.
- Сложно адаптироваться в команде: не хватает обратной связи от работодателя и поддержки от коллег.
- Технические проблемы: специалисту не предоставлены все необходимые программы, рабочие среды, базы доступа и так далее.
В идеале работодатель или HR-менеджер созваниваются с новым сотрудником в конце первого дня удалённой работы, первой недели, первого месяца и в конце онбординга.