Неопытные или неталантливые управленцы рискуют увязнуть в микроменеджменте, гиперконтроле и рутинных оперативных задачах. Это стагнирует бизнес и тормозит удалённую работу команды. Как понять, что угодил в ловушку микроменеджмента, и вырваться из неё?
Микроменеджмент в удалённой работе. Что это?
Суть этого нездорового явления заключается в том, что руководитель непрерывно контролирует все задачи своих подчиненных. Что-то подобное мы уже описывали, рассказывая в статье «что делать, если твой начальник — чайка?!», но есть свои нюансы. В этом стиле управления самостоятельность и инициатива в удалённой работе подавляются, а руководитель охотно использует отчеты, детальные инструкции и строго следит за рабочим временем. Он вмешивается во все процессы на всех уровнях, не учитывает мнение своих подчиненных и требует идеальной точности в удалённой работе. Такой подход может быть полезен только для обучения новичков без опыта и без образования. Опытным сотрудникам это только мешает, делает их безинициативными и пассивными.
Микроменеджмент в удалённой работе вреден для всех сторон: и для руководителей, и для подчиненных, и для бизнеса в целом. Подчиненные теряют инициативу и привыкают не брать на себя ответственность за задачи, так как они уверены, что руководитель все сделает за них. Амбициозные сотрудники скорее бросят удалённую работу, что приведет к потере ценных кадров. В то же время микроменеджер перегружается рутиной, не может нормально отдохнуть, чувствует себя незаменимым и перестает заниматься оптимизацией и автоматизацией процессов.
Микроменеджмент часто встречается в организациях, где есть цепочка связей между целями и подотчетностью. Действия подчиненных напрямую влияют на действия руководителя, и так далее, поэтому руководитель желает контролировать все аспекты командной удалённой работы.
Что делать, если вы сами стали микроменеджером?
Чаще всего проблема заключается не в их психологических характеристиках отдельных руководителей или их неумении организовать процесс удалённой работы, а в нарушении основ делегирования и управленческих принципов. В теории границы ответственности понятны, но их сложно проследить, когда вы занимаетесь реальным управлением людьми здесь и сейчас.
Все начинается с того, что мы «доверяем, но проверяем». Современные технологии позволяют следить за каждым шагом сотрудников даже на удалённой работе, и это становится привычным. Наблюдать за ними, делать комментарии, контролировать — все это кажется привлекательным, и вы как будто заняты делом, какой-то очень важной работой.. И вот вы уже микроменеджер, вмешивающийся в чужую удалённую работу и диктующий, что, когда и как должно быть сделано. Таким образом, человек оказывается в ловушке, наслаждаясь властью, вместо того чтобы способствовать эффективности.
Если вы не можете доверить сотрудникам задачи и начинаете контролировать все подряд, это только усугубляет неэффективность, а удалённая работа застаивается. Ловушка закрывается, когда вы приходите к выводу, что ваш труд недостаточно ценится, и начинаете контролировать еще активнее и детальнее. Микроменеджмент может достигать чудовищных масштабов.
Конечно, в роли руководителя может оказаться человек с обсессивным расстройством, человек, который одержим контролем и порядком. Для каждого менеджера у него будет отдельная тетрадка, где зафиксированы все отчёты по текущим задачам, всё по полочкам, всё выделено цветом, есть какие-то собственные KPI и метрики эффективности. Возможно, такой начальник получает удовольствие от тотального контроля удалённой работы своих сотрудников, повышает свою значимость, важность и самооценку. Но работать с мудаками очень тяжело. Удалённая работа под таким давлением мало кого устраивает и текучка в бизнесе с таким руководителем будет чудовищной.
Как избавиться от микроменеджмента в удалённой работе
Во-первых, примите как данность, что контролировать всё на свете невозможно и неразумно. Кроме того, это какая-то нездоровая фигня.
Задумайтесь, в чем смысл вашей руководящей роли? Ваши обязанности охватывают широкий спектр аспектов бизнеса, и ваша удалённая работа состоит в улучшении и оптимизации процессов. Ваша зарплата превышает оплату труда линейных сотрудников, поэтому тратить свое время на контроль за каждым действием подчиненных нерационально.
Есть 5 принципов, которые помогут избавиться от микроменеджмента в удалённой работе:
- Каждый сотрудник, партнер и клиент ценен и уникален. Их вклад, их удалённая работа важны. Взаимодействие должно начинаться с доверия и поддержки, а не с контроля и доминирования.
- У каждого человека уже есть все необходимые ресурсы. Мы верим в потенциал людей, мотивируем их и помогаем им развивать свои способности для достижения лучших результатов в удалённой работе.
- Человек всегда стремится сделать лучший выбор из доступных в данный момент возможностей. Мы уважаем решения каждого и не вмешиваемся в их удалённую работу. Ошибки рассматриваются как опыт, способствующий росту как сотрудника, так и руководителя.
- Позитивные намерения лежат в основе каждого поступка. Понимание этого помогает создавать атмосферу доверия и решать конфликты конструктивно.
- Изменения неизбежны. Мы принимаем их как часть жизни и используем для роста команды. Не считаем успехи само собой разумеющимися, а воспринимаем их как результат усилий и упорства.