Любой бизнес закладывает расходы на обучение персонала, но такие вложения не всегда окупаются. Образовательные программы могут не обеспечить сотрудников необходимыми для удалённой работы навыками, а наставничество может отвлекать опытных сотрудников от их основных обязанностей, снижая их эффективность.
«Трудно найти, легко потерять» — этот старый мем про сложные вакансии больше не вызывает у HR-менеджеров улыбок. Кадровый дефицит затронул практически все сферы, и IT даже не стало исключением. Несмотря на рост медианной зарплаты в отрасли на 25% за год, нехватка квалифицированных специалистов в 2024 году оценивается минимум в полмиллиона человек, а по некоторым данным — до миллиона.
Ситуацию усугубляет то, что миллениалы и зумеры склонны часто менять удалённую работу. В отличие от старшего поколения, для них долгосрочная лояльность к одному работодателю не имеет большого значения. Молодые специалисты избегают строгих корпоративных правил и легко меняют удалённую работу, чтобы сохранить баланс между личной жизнью и карьерой.
В результате удержание сотрудников на удалённой работе стало таким же важным приоритетом для компаний, как и поиск новых кадров.
Как избежать текучки на удалённой работе
Эффективная стратегия управления персоналом в удалённой работе всегда зависит от множества факторов: масштаба бизнеса, отрасли, региона и особенностей ее удалённой работы и т.д. Однако ключевым элементом остается повышение лояльности сотрудников. Именно она позволяет удерживать ценные кадры, особенно в периоды кризисов, а также повышает их продуктивность в повседневной удалённой работе.
Чем более удовлетворен и счастлив сотрудник, тем лучше его результаты, тем комфортнее атмосфера в команде и сильнее имидж компании как работодателя.
Для повышения лояльности недостаточно только материальных и нематериальных стимулов, таких как высокая зарплата, гибкий график, удалённая работа, соцпакет и корпоративная культура. Ключевую роль играют возможности для обучения и карьерного роста. Без них лояльность сотрудников невозможна, что понимают как работодатели, так и сами работники.
Корпоративное обучение и удалённая работа
73% кандидатов считают наличие программ корпоративного обучения в бизнесе обязательным и рассматривали его как решающий фактор при выборе удалённой работы. 74% действующих сотрудников стремятся развивать новые навыки и развиваться в своей удалённой работе. Примерно такой же процент менеджеров сожалеют, что удалённая работа не даёт им возможности реализовать свой потенциал из-за нехватки возможностей для обучения.
В ответ на этот спрос работодатели все чаще прибегают к «тихому найму», восполняя дефицит кадров за счет действующих сотрудников, обучая их новым навыкам. Работодатели активно работают со специалистами без опыта через стажировки, программы адаптации и внутреннее обучение. Кроме того, набирает популярность рескилинг — переобучение сотрудников для решения новых задач и вызовов удалённой работы.
Как организовать обучение для удалённой работы
Организация корпоративного обучения сталкивается с множеством вызовов. Не каждая компания способна разработать полноценную программу обучения — это требует значительных финансовых затрат, ресурсов и поиска квалифицированных специалистов для создания системы. Особенно остро эта проблема стоит в IT-отрасли. Наставничество, например, не должно замедлять удалённую работу опытных сотрудников, отбирая у них время и силы, которые они могли бы потратить на выполнение своих профессиональных задач. Даже самые квалифицированные специалисты не могут посвятить всё время обучению новичков.
Также стоит учитывать психологические аспекты: у обучающихся может возникнуть зависимость от роли «ученика», что затруднит их работу в команде после окончания обучения. Неправильно организованное обучение может привести к снижению мотивации и лояльности сотрудников.
Альтернативным вариантом является привлечение внешних образовательных решений. Однако и здесь важно тщательно оценивать эффективность таких вложений. Массовые курсы и самообразование часто не учитывают уровень подготовки конкретного сотрудника и специфику его удалённой работы, что затрудняет контроль процесса и может привести к неполноценному освоению навыков, что в итоге невыгодно бизнесу.
В приоритете должны быть персонализированные программы, которые адаптированы под потребности бизнеса и удалённой работы, имеют чётко измеримые результаты и прозрачный процесс обучения.