Как сформулировать миссию бизнеса, чтобы зажигать сердца!

Допустим, у вас была бы возможность провести анонимный опрос среди своих сотрудников и клиентов. И вы спросили бы их: «Читали ли вы на нашем сайте страницу «Миссия компании»? Большинство признались бы, что даже не заглядывали. А те, кто всё же ознакомился с документом пожаловались бы на то, что чуть не сдохли от скуки. Как рассказать о бизнесе, чтобы вдохновлять команду и влюблять в себя клиентов — попробуем разобраться.

Какие бизнес-задачи решает миссия

Хорошо сформулированная миссия бизнеса работает как попутный ветер для вашего парусника:

  • Помогает определить задачи каждого отдела и KPI
  • Делает лояльными клиентов, вдохновляет сотрудников
  • Способствует развитию бренда
  • Формирует основу корпоративной культуры
  • Помогает нанять сотрудников, которые разделяют ваши ценности

Однако если вы откроете сайты десяти компаний, работающих в одной нише, вы поймёте, что их бизнес-миссии написаны под копирку. Скорее всего там что-то пафосное про ценности бизнеса и желание обеспечивать широкие массы населения товарами и услугами высокого качества. А референс-листа бизнеса вообще не существует в природе. И всем, начиная от работодателя, на это плевать. Как сказал один владелец крупного бизнеса: «Главная ценность для меня — прибыль! А миссия… миссия это что-то вроде рекламного слогана». Если вам такой подход в бизнес не близок, читайте дальше. 

Формула работающей бизнес-миссии

Вам нужно ответить на главный вопрос: «Какую пользу наш бизнес приносит людям». И здесь мы имеем в виду не только конечного клиента, но и каждого сотрудника и социум в целом. Вот детали конструктора из которого мы будем собирать смыслы:

  • Цель. Для чего, кроме денег, работает этот бизнес?
  • Ценности бренда. Как бизнес хочет изменить мир с помощью своего продукта?
  • Потребности клиентов. Чем бизнес полезен своей целевой аудитории, какие задачи решает, какие потребности закрывает? 
  • Уникальность. В чём вы такие особенные. Почему нужно было создавать ещё один бизнес, когда на рынке присутствуют похожие предложения. 
  • Потребности сотрудников. Почти никто не пишет в миссии про команду, но любой бизнес это коллектив.

Любому владельцу бизнеса, работодателю, топ-менеджеру это упражнение будет полезным. Осмысление таких вопросов может дать вам выход на стратегические просторы и активировать многие бизнес-процессы.  

Пишите честно. Это не брехня ради красивого словца, на которое поведутся наивные клиенты. Это самая суть вашего бизнеса, ДНК бренда, ответ на вопрос «Для чего это всё?». И держите в голове, что заявленному придётся соответствовать или хотя бы стремиться к этому. 

Больше конкретики. Рассказывайте подробно и конкретно о том, чем вы занимаетесь и кому это полезно. Поверьте, это очаровывает. 

Пишем бизнес-миссию в 4 этапа

  1. Собрать информацию о компании. Подробно и честно ответить на вопросы из прошлой главки. Что мы продаём (какой товар или услугу)? Какие потребности закрывает клиент, когда обращается к нам? Что представляет из себя наш бизнес через 5-10 лет? Как то, что мы делаем меняет мир?
  2. Выделить главное и сжать до нескольких предложений. Если сразу не получается, пусть это будет 2-3 абзаца текста из которых вы потом выделите самое важное. 
  3. Дайте этот текст клиентам, работникам и партнёрам и выслушайте, что они думают. Откликается ли это в них. Держите наготове записную книжку, потому что ваши собеседники могут предложить классные идеи. 
  4. Отредактировать и дошлифовать.

Что взять за образец?

Так может мы просто возьмём бизнес-миссию какого-нибудь крупного бренда и перепишем под себя? Плохая идея. 

Во-первых, крупные бренды иногда чертовски плохо пишут миссии. Например, Adidas: «Ежедневно мы работаем, чтобы создавать и продавать лучшие спортивные товары в мире, предлагать лучший сервис и лучший потребительский опыт – и делать все это экологически безопасным способом». Эти слова могут откликнуться только у тех, кто уже является фанатом бренда. И вот почему: 

❌ Слишком эгоцентрично. Эта фраза сосредоточена на самой компании, а не на покупателях и сотрудниках.

❌ Мы слышим «создавать и продавать», но не ясно, есть ли у  Adidas другие цели, кроме коммерческих.

Замените в этой формуле Adidas на Nike или Puma и ничего не изменится. На этом фоне даже упоминание экологического подхода кажется неискренним реверансом «под повесточку».

Сравним с миссией Google: «Организовать информацию мира и сделать ее повсеместно доступной и полезной».

✅ Озвучивает ясные ценности как для клиентов, так и для всего человечества в целом, а также определяет задачи сотрудников.

✅ Сосредоточена на людях, а не на бизнес-показателях.

✅ Не перегружено пафосом.

До того, как заказать у копирайтера бизнес-миссию или сформулировать её самостоятельно, основатели и высшее руководство компании должны задать себе важный вопрос: «Зачем?» Готовы ли они собственной личной верой следовать этой миссии и отстаивать ее идеалы? Имеют ли они искреннее страстное отношение к своему делу и продукту, или они просто поддались совету какого-то консультанта, который пообещал, что «если мы пропишем вдохновляющую миссию, клиенты потянутся к нам, сотрудники будут работать на износ, и бизнес будет процветать». Важно на регулярных собраниях, будь то еженедельные или ежемесячные, тщательно донести миссию до всех сотрудников и настроить рекламу таким образом, чтобы клиенты видели ценности и идеалы бренда. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Блог Kadrout