Допустим, у вас была бы возможность провести анонимный опрос среди своих сотрудников и клиентов. И вы спросили бы их: «Читали ли вы на нашем сайте страницу «Миссия компании»? Большинство признались бы, что даже не заглядывали. А те, кто всё же ознакомился с документом пожаловались бы на то, что чуть не сдохли от скуки. Как рассказать о бизнесе, чтобы вдохновлять команду и влюблять в себя клиентов — попробуем разобраться.
Какие бизнес-задачи решает миссия
Хорошо сформулированная миссия бизнеса работает как попутный ветер для вашего парусника:
- Помогает определить задачи каждого отдела и KPI
- Делает лояльными клиентов, вдохновляет сотрудников
- Способствует развитию бренда
- Формирует основу корпоративной культуры
- Помогает нанять сотрудников, которые разделяют ваши ценности
Однако если вы откроете сайты десяти компаний, работающих в одной нише, вы поймёте, что их бизнес-миссии написаны под копирку. Скорее всего там что-то пафосное про ценности бизнеса и желание обеспечивать широкие массы населения товарами и услугами высокого качества. А референс-листа бизнеса вообще не существует в природе. И всем, начиная от работодателя, на это плевать. Как сказал один владелец крупного бизнеса: «Главная ценность для меня — прибыль! А миссия… миссия это что-то вроде рекламного слогана». Если вам такой подход в бизнес не близок, читайте дальше.
Формула работающей бизнес-миссии
Вам нужно ответить на главный вопрос: «Какую пользу наш бизнес приносит людям». И здесь мы имеем в виду не только конечного клиента, но и каждого сотрудника и социум в целом. Вот детали конструктора из которого мы будем собирать смыслы:
- Цель. Для чего, кроме денег, работает этот бизнес?
- Ценности бренда. Как бизнес хочет изменить мир с помощью своего продукта?
- Потребности клиентов. Чем бизнес полезен своей целевой аудитории, какие задачи решает, какие потребности закрывает?
- Уникальность. В чём вы такие особенные. Почему нужно было создавать ещё один бизнес, когда на рынке присутствуют похожие предложения.
- Потребности сотрудников. Почти никто не пишет в миссии про команду, но любой бизнес это коллектив.
Любому владельцу бизнеса, работодателю, топ-менеджеру это упражнение будет полезным. Осмысление таких вопросов может дать вам выход на стратегические просторы и активировать многие бизнес-процессы.
Пишите честно. Это не брехня ради красивого словца, на которое поведутся наивные клиенты. Это самая суть вашего бизнеса, ДНК бренда, ответ на вопрос «Для чего это всё?». И держите в голове, что заявленному придётся соответствовать или хотя бы стремиться к этому.
Больше конкретики. Рассказывайте подробно и конкретно о том, чем вы занимаетесь и кому это полезно. Поверьте, это очаровывает.
Пишем бизнес-миссию в 4 этапа
- Собрать информацию о компании. Подробно и честно ответить на вопросы из прошлой главки. Что мы продаём (какой товар или услугу)? Какие потребности закрывает клиент, когда обращается к нам? Что представляет из себя наш бизнес через 5-10 лет? Как то, что мы делаем меняет мир?
- Выделить главное и сжать до нескольких предложений. Если сразу не получается, пусть это будет 2-3 абзаца текста из которых вы потом выделите самое важное.
- Дайте этот текст клиентам, работникам и партнёрам и выслушайте, что они думают. Откликается ли это в них. Держите наготове записную книжку, потому что ваши собеседники могут предложить классные идеи.
- Отредактировать и дошлифовать.
Что взять за образец?
Так может мы просто возьмём бизнес-миссию какого-нибудь крупного бренда и перепишем под себя? Плохая идея.
Во-первых, крупные бренды иногда чертовски плохо пишут миссии. Например, Adidas: «Ежедневно мы работаем, чтобы создавать и продавать лучшие спортивные товары в мире, предлагать лучший сервис и лучший потребительский опыт – и делать все это экологически безопасным способом». Эти слова могут откликнуться только у тех, кто уже является фанатом бренда. И вот почему:
❌ Слишком эгоцентрично. Эта фраза сосредоточена на самой компании, а не на покупателях и сотрудниках.
❌ Мы слышим «создавать и продавать», но не ясно, есть ли у Adidas другие цели, кроме коммерческих.
Замените в этой формуле Adidas на Nike или Puma и ничего не изменится. На этом фоне даже упоминание экологического подхода кажется неискренним реверансом «под повесточку».
Сравним с миссией Google: «Организовать информацию мира и сделать ее повсеместно доступной и полезной».
✅ Озвучивает ясные ценности как для клиентов, так и для всего человечества в целом, а также определяет задачи сотрудников.
✅ Сосредоточена на людях, а не на бизнес-показателях.
✅ Не перегружено пафосом.
До того, как заказать у копирайтера бизнес-миссию или сформулировать её самостоятельно, основатели и высшее руководство компании должны задать себе важный вопрос: «Зачем?» Готовы ли они собственной личной верой следовать этой миссии и отстаивать ее идеалы? Имеют ли они искреннее страстное отношение к своему делу и продукту, или они просто поддались совету какого-то консультанта, который пообещал, что «если мы пропишем вдохновляющую миссию, клиенты потянутся к нам, сотрудники будут работать на износ, и бизнес будет процветать». Важно на регулярных собраниях, будь то еженедельные или ежемесячные, тщательно донести миссию до всех сотрудников и настроить рекламу таким образом, чтобы клиенты видели ценности и идеалы бренда.