Если вы работодатель, и понимаете, что у вас в команде завёлся неформальный лидер, к которому прислушиваются другие сотрудники, то худшее, что вы можете сделать — пойти на прямой конфликт с ним. Столкновения между авторитетными сотрудниками и руководством являются бесполезными, их результат — общий проигрыш. В данной статье представим практические рекомендации по взаимодействию с так называемыми «лидерами неформального фронта», чтобы не осложнять удалённую работу. Делимся чужим опытом и ошибками, из которых стоит черпать уроки.
Как вычислить неформального лидера в команде
Если вас угораздило на удалённую работу нанять сотрудника неформального лидера, то и поздравляем, и сочувствуем. Это тот удалённый сотрудник, который находит поддержку и доверие у своих коллег. Его советы ценятся, к его мнению прислушиваются, а в сложных ситуациях к нему обращаются за советом.
Взгляды этого лидера имеют авторитет в коллективе, независимо от его официальной позиции в компании. Владельцу бизнеса и HR-специалистам важно установить хороший контакт с таким сотрудником и использовать его влияние для блага бизнеса.
В небольшом коллективе вы сразу заметите неформального лидера. Крупному бизнесу стоит обратить внимание на следующие проявления:
- Самый общительный. Стоит обратить внимание на тех, кто даже при удалённой работе поддерживает контакт с большей частью коллег в течение дня, успешно находит общий язык с людьми разных возрастов и характеров, легко общается с коллегами из других отделов и помогает в их удалённой работе.
- Главный советчик. Старайтесь определить, к кому чаще всего обращаются за помощью или консультацией. Это может быть связано не только с задачами удалённой работы, но и с бытовыми вопросами — например, как настроить принтер или где удобнее парковаться.
- Голос коллектива. Этот сотрудник представляет команду на собраниях, говорит от имени коллектива, выражает общее мнение в спорных ситуациях и защищает интересы коллег перед руководством.
Часто неформальный лидер на удалённой работе играет роль «классного парня», который завоевывает популярность, хорошо шутит, не стремится заработать на словах и поддерживает более слабых коллег в трудные моменты.
Важно отметить, что удалённая работа «классного парня» не подразумевает управленческих обязанностей и ответственности. Он не контролирует своих коллег-друзей, и именно это частично делает его более эмоционально принимаемым, чем официальный лидер — начальник.
Попробуйте провести анонимное исследование — спросите сотрудников, как им работается, удовлетворены ли они организацией удалённой работы, с какими трудностями они сталкиваются и какие у них есть пожелания. Добавьте в опрос дополнительный вопрос, например: «Кому из ваших коллег вы доверяете больше всего? Чьему мнению вы всегда прислушиваетесь?» Если большинство сотрудников назовет одного и того же человека, то, вероятно, это и есть ваш лидер.
Зачем работодателю становиться его другом?
Одним из наихудших вариантов для владельца бизнеса будет вступление в конфликт с неформальным лидером, вмешательство в его удалённую работу и попытка конкурировать за влияние. Вероятным результатом будет скрытое недовольство команды, распространение сплетен и, как следствие, нарушение удалённой работы всей команды. Здесь проявляется базовая психология: когда жестокий начальник атакует нашего «популярного парня», мы защищаем его и объединяемся против руководства.
Наладив контакт, вы можете использовать сильные стороны «неформала» в пользу компании. Устройте личную встречу, дайте понять, что вы цените его вклад, довольны его удалённой работой и видите его союзников. Раскройте его запросы, мотивацию и карьерные стремления. Прислушайтесь к его мнению по спорным вопросам совместной удалённой работы. Если есть возможность, предложите расширить его компетенции — возможно, поручите ответственную задачу. Ваша цель заключается в том, чтобы объяснить, что сотрудничество принесет больше пользы: ваше управленческое влияние и его авторитет в коллективе будут дополнять друг друга.
В этом разговоре избегайте подхалимажа, угодничества и подстрекательства. Конечно, важно построить доверительные отношения, но необходимо сохранить ясные границы, чтобы поддерживать здоровую атмосферу в удалённой работе.
А что если развязать войну?
Почти всегда это плохая идея. Даже уволить сотрудника будет лучше, чем начинать кровопролитие на рабочем месте. Если работодатель начинает угнетать «классного парня», который легко находит общий язык с коллегами, пользуется их уважением и поддержкой, то симпатии команды не будут на его стороне. Фигура неформального лидера начнет мобилизировать коллектив против начальства даже без его активного участия.
Бизнес понесёт репутационные издержки, ухудшатся показатели эффективности удалённой работы команды, проект меньше заработает. Так что если вас угораздило нанять сотрудника-лидера, налаживайте с ним тесный контакт, направляйте его энергию и таланты на достижение целей компании.