Что такое оффер? Перед тем как нанять сотрудника, крупные компании отправляют лучшему кандидату (или нескольким) джоб-оффер — это письменное приглашение, которое не имеет юридической силы, но закрепляет те пункты, которые обсуждались на собеседовании. Если кандидат получил такое письмо, он понимает, что его хотят нанять сотрудником, и выбор теперь за ним.
Для линейных позиций их не используют, только когда бизнес хочет нанять сотрудника ключевого: топ-менеджера, руководителя среднего или высшего звена. Это такой способ сказать кандидату: «Мы ценим возможность работать с вами. Вы нам нужны».
Джоб-офферы в России
В Трудовом кодексе России нет представления об оффере. До момента официального трудоустройства (пока не подписан трудовой договор) между работодателем и кандидатом нет никаких обязательств.
Всё же это явление западной бизнес-культуры, и большинство российских работодателей даже не в курсе, что существуют какие-то офферы. Их используют HR-менеджеры в крупных и продвинутых компаниях, преимущественно в сфере IT и финансов.
Офферы в практике российских HR-менеджеров появились после перестройки, когда в страну пришли иностранные инвесторы. Крупные бренды, такие как Microsoft, Coca-Cola, Unilever привезли с собой корпоративную культуру, протоколы и стандарты работы. В том числе касающиеся того, как нанять сотрудника, как плавно ввести его в команду.
Инструмент чаще всего используют в крупных компаниях банковского сектора и сферы информационных технологий, где бизнес-процессы во многом организованы по западным стандартам. В других странах такое приглашение имеет юридическую силу, в России — только символическую.
Что пишут в джоб-оффере
Так как юридической силы документ не имеет, вы можете составлять его произвольно и писать в нём то, что поможет нанять сотрудника для удалённой работы. Обычно указывают:
- Должность или позиция в команде
- Задачи, которыми предстоит заниматься
- Оплата: размер, график выплат, условия KPI и финансовых поощрений
- График удалённой работы
- Дата, когда вы ожидаете, что кандидат приступит к своей удалённой работе
- Срок испытательного периода, если таковой предусмотрен
- Пакет социальных льгот и бонусов
- Тип контракта: временный, постоянный, проектный
- Местоположение офиса, если речь не идёт об удалённой работе
- Условия отказа или отзыва предложения, например, если кандидат не отреагирует в течение недели или двух.
Пишите лаконично, без лишнего официоза, придерживаясь того стиля, который характерен для вашей корпоративной культуры.
Зачем это бизнесу?
Почему нельзя нанять сотрудника в офис или на удалённую работу без всех этих реверансов? Да можно, конечно! Вам не нужно заморачиваться с приглашениями, если речь идёт о линейных вакансиях на дому. Но когда вы хотите нанять сотрудника на ключевую должность, обладающего высокой квалификацией или специфическими редкими навыками, HR-менеджеру нужно работать тоньше. Такие высококвалифицированные кандидаты сами выбирают работодателя, а не наоборот. У них очередь из компаний, которые хотят заполучить их.
- Отправляя оффер компания демонстрирует всю серьёзность своих намерений, что они действительно готовы нанять сотрудника. Это вызывает доверие к бизнесу.
- Если кандидат выбирает между несколькими вариантами трудоустройства, такое письмо позволит качнуть размышления в вашу пользу.
- Джоб-приглашения повышают эффективность работы HR-менеджеров. Такие стандарты найма позволяют быстрее закрывать сложные вакансии и удерживать сотрудников в долгосрочной перспективе.
Зачем это кандидату?
Письмо от работодателя — это верный знак для соискателя, что его готовы нанять сотрудником. Это последний этап перед трудоустройством.
Кроме того, официальное приглашение от работодателя фиксирует те договорённости, которые стороны достигли на предыдущих этапах: интервью, собеседование, тестовое задание и т.д. Нередко случается, что во время интервью HR-менеджер от имени бизнеса сулит золотые горы и отпуск 62 дня только ради того, чтобы нанять сотрудника и закрыть позицию. Получив официальное письмо вы можете быть уверены, что ваша удалённая работа не повторит мем «ожидание\реальность».
Вместе с тем кандидат должен понимать, что джобоффер красноречиво говорит о готовности нанять сотрудника, но это не юридический документ. Возможно, такое письмо получили несколько соискателей. Так что пока договор не подписан, трудоустройство не может считаться делом завершённым.
Вместо вывода
Итак, мы рассмотрели довольно интересный инструмент, который используют компании. Каждый бизнес сам решает, какой алгоритм найма применять. Но мы предлагаем задуматься вот о чём: если бы Гарри Поттер не получил письмо из Хогвардса, то поступил бы в какой-нибудь рядовой лондонский колледж. Та же магия работает и в мире магглов: если вы хотите нанять сотрудника в офис или для удалённой работы, отправьте ему предложение.