Синдром вахтёра и его влияние на удалённую работу

Кассир закатывает глаза, потому что у вас нет без сдачи. Охранник придрался на входе в офис. Администратор в поликлинике рассказала вам, что она одна, а вас много. Такого и в удалённой работе полно. Например, когда оператор техподдержки отвечает вам не дружелюбно, а с пассивной агрессией. Так проявляется синдром вахтёра. 

«Вахтёры» и их удалённая работа

Синдромом вахтера (второе название: «синдром стража порога») обычно называют агрессивное и хамское поведение человека на невысокой должности в попытке показать свою власть и самоутвердиться. Такое поведение может встречаться в самых разных сферах, в офисах и на удалённой работе, в макдональдсе и в кабинетах с мраморными столешницами.

Вахтером может оказаться кто угодно. Кассир, который игнорирует собравшуюся очередь. Чиновник, который придирается к документам и гоняет вас по кабинетам. Если мы говорим об удалённой работе, то вам может встретиться хамоватый оператор колл-центра или наглый секретарь. Помните этот ролик из интернета, где HR-менеджер презрительно отчитывает соискателя на интервью, за то, что он пришёл на собеседование в спортивной одежде? Вот, это оно. 

Как мы уже разобрались, вахтёра вы можете встретить и в офисе, и на удалённой работе, но у этих людей есть сходства:

  • Непрестижная должность с низким социальным статусом, будь то удалённая работа или офис
  • Узкий круг обязанностей и ответственности
  • Большой поток людей, с которыми нужно взаимодействовать

Синдром вахтера — это современная версия «маленького человека» из классической литературы. Незаметный для окружающих винтик системы, он уверен, что достоин большего, обижен, озлоблен и глубоко несчастен. Поэтому отыгрывается на других, используя возможности своей должности или удалённой работы. 

«Маленький человек» деспотичен в своей крошечной зоне власти. Это может быть пункт охраны, регистратура, ресепшн, парковка, почтовое отделение — очень ограниченная территория, на которой сотрудник все знает, контролирует и показывает, кто в доме хозяин. Он прикрывается законом и своей должностной инструкцией, но по факту ему нужно реализовать за ваш счёт какие-то внутренние потребности.

В чём корень этого явления?

Встречались ли вам дружелюбные операторы техподдержки? Наверняка! Видели ли вы человека, который в своей удалённой работе искренне приносит пользу людям. Точно, да! Не у каждого человека на невысокой должности развивается синдром вахтёра. Для этого необходим определённый склад ума и некая совокупность факторов:  

  1. Низкая самооценка. Люди могут использовать свои скромные полномочия, чтобы чувоствовать себя более значимым;
  2. Недовольство социальным статусом. Для некоторых профессия становится источником личной боли и унижения, хотя все профессии важны.
  3. Желание защититься. Человек просто не вывозит удалённую работу с большим потоком людей и его выгорание проявляется в грубости и неадекватном поведении. 
  4. Общая неудовлетворенность жизнью. Такие люди хронически раздражены, озлоблены и накапливают неразрешенную агрессию и злость на окружающих. Это не связано ни с их удалённой работой, ни со статусом. Они неспособны контролировать свое внутреннее напряжение и вынуждены срываться на других.

Психологические установки из семьи, общественные и культурные нормы также способствуют развитию синдрома вахтера. Привычка постоянно сравнивать себя с другими, конкурировать за ресурсы, и жить в потоке разнообразных «запретов», «не пустить», «ограничений» и «наказаний» стимулируют подобное поведение.

Как реагировать, если встретили вахтёра

Что делать, если на своей удалённой работе или в повседневной жизни вы встретили вахтёра? Окей еще, если это мимолётное явление, кто-то испортил вам настроение, но пережить можно. Хуже, если, например, в своей удалённой работе вы постоянно сталкиваетесь с менеджером, который подвержден синдрому вахтёра. Воспользуйтесь советами психологов:

  • Не воспринимайте личностно его нападки. Хамство, придирки и высокомерие не направлены лично против вас, это скорее внутренние проблемы человека. К психотерапевту бы ему, бедняжке;
  • Если вам приходится часто взаимодействовать с «вахтером», постарайтесь улучшить его настроение. Например, выразите признательность за его труд, отметьте какой-то позитивный аспект его удалённой работы;
  • Не вступайте в конфликты, особенно в эмоционально насыщенных обсуждениях. Хамство заразно, поэтому лучше проявить сострадание к такому человеку и поддерживать дружественное, спокойное общение, если у вас есть на это внутренний ресурс;
  • Если нет, постарайтесь не выбирать ту модель поведения, о которой потом будете жалеть. Чётко и спокойно отстаивайте свои границы, без эмоций и хамства.
  • Попытайтесь разрешить конфликт конструктивно. Выражайте свои мысли четко, но вежливо. Иногда спокойный и уверенный тон может улучшить обстановку, и человек начнет вести себя более адекватно.
  • Если возможно, обратитесь за помощью к другому сотруднику или руководителю. Узнайте, можно ли сделать так, чтобы в своей удалённой работе вы не пересекались с этим коллегой.

Кстати, у нас есть статья «7 вопросов, которые помогут выявить токсичный коллектив ещё на собеседовании»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Блог Kadrout