Работодатели все более настойчиво стремятся привлечь внимание молодого поколения, адаптируя под них процессы набора персонала и инбординга, а также создавая более креативные рабочие среды для решения повседневных задач. Как «зумеры» влияют на рынок удалённой работы, попробуем разобраться в этой статье.
Старшее поколение зумеров (Gen Z) сегодня заканчивает учебу, вступая на путь своей профессиональной карьеры. В России проживает около 22 миллионов представителей этого поколения, это люди родившиеся в период с 1997 по 2012 годы. Уже завтра они с ноги ворвутся на рынок удалённой работы. Они наше ближайшее будущее.
Зумеры росли с гаджетами в руках, в интернете они как дома, поэтому удалённая работа подходит им больше всего. Представители Z взрослеют, окруженные изобилием информации, включая информацию о своих рабочих правах и карьерных перспективах. В результате они становятся более требовательными к работодателям и своей удалённой работе, ожидая соответствия их потребностям и ожиданиям.
Зумерам достались детоцентричные времена, к их эмоциям и чувствам проявляли внимание родители и учителя. Это создало у них убеждение в своей значимости. Именно поэтому комфортное ощущение на рабочем месте имеет для зумеров важное значение, иначе они не готовы там задерживаться. Они не готовы относиться к своей удалённой работе с точки зрения «ради денег можно и потерпеть».
Это также означает, что они чаще других меняют место работы, и чтобы их удержать, необходимо приложить дополнительные усилия. Более того, молодые сегодня находятся в выгодном положении, так как дефицит персонала обусловлен демографической нехваткой.
Плюсы и минусы зумеров как работников
Молодёжи часто приписывают негативные характеристики, такие как лень, неответственность, нереалистичные ожидания и другие «грехи». Однако существует противоположная точка зрения, согласно которой зумеры проявляют высокую сообразительность, способность быстро усваивать новую информацию и отлично разбираются в цифровых технологиях, что делает их незаменимыми сотрудниками для удалённой работы. При обсуждении такой широкой страты нельзя применять обобщения, так как теория поколений скорее описывает тенденции, чем устанавливает абсолютные правила.
В среднем современные кандидаты на работу, вне зависимости от возраста, все более ответственно подходят к выбору удалённой работы, стремятся обучаться на протяжении всей жизни и готовы менять компанию или даже сферу деятельности. Однако у зумеров эти черты могут проявляться более ярко, их можно назвать «носителями» новых тенденций в мире труда.
Часто молодёжь обвиняют в поиске лёгких путей: «Я хочу зарабатывать много, не особо много работая. Может быть, я стану блогером! Или найду себе лёгкую удалённую работу» Однако опыт работодателей с кандидатами этой группы показывает, что такие индивиды — скорее исключение. Чаще зумеры проявляют такие качества, как гибкость, быструю адаптацию к изменениям и готовность к обучению. Однако HR-специалисты выделяют следующие недостатки:
- Короткосрочное внимание — им может быть трудно сосредотачиваться надолго, что затрудняет усвоение больших объемов информации.
- Недостаток фундаментальных знаний — зумеры чаще предпочитают краткосрочные курсы обучения традиционной системе образования, что может привести к нехватке системности в их знаниях.
- Трудности с однообразной работой — зумеры стремятся видеть результаты своего труда и не готовы к монотонным заданиям в своей удалённой работе. Однако рутинные задачи присутствуют в большинстве сфер, и молодые сотрудники могут быстро уставать от них.
Каких работодателей любят зумеры
Несмотря на то, что юные сотрудники ставят перед собой амбициозные цели, зарплата, хоть и важна, не является самым определяющим в удалённой работе. Американский сервис Glassdoor провел исследование, в котором спросил у зумеров, что такое «хорошая работа». Удивительно, но высокие доходы оказались лишь на третьем месте среди популярных ответов, в то время как на первом и втором местах находятся «рабочая среда» и «гибкий график». Предложите своим зумерам удалённую работу без звонков и рутины, и они оценят.
Помимо этого, рекрутеры выделяют еще семь важных критериев, которые зумеры учитывают при выборе работодателя.
- Деятельность бренда, стиль общения и репутация на рынке.
- Гибкий график, который может включать свободное начало рабочего дня и возможность удаленной работы.
- Бенефиты и разнообразная корпоративная культура, такие как страхование здоровья (ДМС), клубы по интересам, социальная ответственность, забота о work-life balance сотрудников, а также поддержка физического и психического здоровья.
- Обстановка внутри коллектива, включая дружелюбное общение, минимальную бюрократию и культуру взаимного уважения.
- Перспективы развития внутри отдела и компании, а также наличие проработанной карьерной траектории.
- Нематериальное стимулирование, включая признание и похвалу со стороны руководства и коллег.
- Рекомендации от друзей, что означает положительное мнение работодателя, высказанное друзьями, родственниками или супругами, которые пользуются авторитетом в глазах зумеров.
Наиболее отпугивающими для зумеров при поиске удалённой работы являются бюрократия и излишняя формализация в процессах. Также их раздражает недостаток информативной обратной связи от работодателей. А если кандидат-зумер заметил противоречие между личными ценностями и ценностями, пропагандируемыми работодателем.