Удалённая работа предполагает достаточную степень самостоятельности всех сотрудников. Специалист самостоятельно планирует своё рабочее время, составляет план на день, назначает свои встречи и созвоны, а также дисциплинированно пишет отчёты о своей удалённой работе.
Действующим российским законодательством дистанционная (удалённая) работа определена как ситуация, когда штатный сотрудник выполняет свои обязанности, предусмотренные трудовым договором, вне офиса работодателя. Это даёт работнику полную свободу в организации удалённой работы. Он может использовать в качестве рабочего места любое помещение, имеющее доступ к интернету, будь это ваша собственная квартира, коворкинг или номер средиземноморского отеля.
Нужно ли работодателю контролировать удалённую работу своих сотрудников, и как это делать?
Некоторые считают, что когда работодатель отслеживает деятельность работников за пределами офиса, это развивает у них чувство ответственности за свою удалённую работу. Другие убеждены, что контролировать следует только результат: если сотрудник делает всё вовремя и качественно, то какая разница, как организован его рабочий процесс. Какую бы позицию не занимал работодатель, у него есть технические возможности контролировать удалённую работу своих менеджеров.
Контроль результата удалённой работы
Один из наиболее простых и эффективных методов контроля за удаленной работой сотрудников — это внедрение для каждого из них определенных показателей качества и количества работ, таких как KPI, или объем работ в период времени. При этом сотрудник имеет возможность выполнять свои обязанности в любое удобное для него время.
Контроль времени удалённой работы
Если невозможно определить конкретные показатели для контроля удалённой работы определённых сотрудников, например, если их трудовые функции заключаются в необходимости постоянного нахождения на связи и подключения к рабочему процессу в любой момент, то используется специальное программное обеспечение, созданное для контроля удаленной работы.
Данное ПО фиксирует все действия удаленных сотрудников, чтобы определить, сколько времени они работают, какие сайты посещают и чем занимаются в конкретный период времени.
Программы для контроля удалённой работы
- Есть десятки программ для учета времени удаленной работы: Kickidler, ActivTrak, Hubstaff, Yaware.TimeTracker, Toggl, Time doctor, Bitcop и Monitask.
- Для управления проектами и контроля их этапов удалённой работы подходят доски Trello и Kanban, задачники Битрикс24 и Jira, а также сервисы Google и другие.
- Для коммуникации применяются такие программы как Mail.ru Agent, Skype, Zoom и WhatsApp.
- Bitcop работает скрытно и фиксирует время начала и окончания работы, продолжительность простоя, а также длительность рабочего общения в онлайн-конференциях, IP-телефонии и мессенджерах, необходимых для удаленной работы.
- Hubstaff занимается мониторингом рабочего времени и имеет ряд полезных функций, таких как создание снимков экрана, отчетов о приложениях и посещаемых сайтах, а также анализ нажатий клавиш.
- TMetric позволяет легко отслеживать время, начиная новый этап удалённой работы.
- 1С:Битрикс интегрирует систему учета времени удалённой работы с органайзером, документооборотом, телефонией и CRM. Собранная статистика автоматически передается руководству и бухгалтерии и может быть использована для начисления заработной платы.
Что можно/нельзя контролировать?
Какие аспекты удалённой работы можно контролировать согласно трудовому законодательству?
- качество и количество выполненной работы, включая объемы заданий;
- соблюдение установленных сроков выполнения и соответствие качества удалённой работы требованиям трудового договора;
- режим рабочего времени, если он был оговорен в договоре. Примечание: в трудовом договоре может быть установлено право сотрудника самостоятельно определять режим работы и отдыха;
- сроки предоставления отчетности о проделанной работе;
- использование средств для защиты информации, предоставленных работодателем или рекомендованных им;
- обеспечение постоянной связи с работодателем.
Что некорректно контролировать в удалённой работе?
- личные сообщения и переписку, не относящиеся к рабочим вопросам;
- личные данные и файлы, не относящиеся к рабочим вопросам;
- контроль за местонахождением сотрудника во время рабочего времени, если это не является необходимым для выполнения удалённой работы;
- использование камеры для наблюдения за работником, если это не является обязательным условием для выполнения удалённой работы;
- незаконное или непропорциональное сбор и хранение личной информации о сотруднике.
Кстати, вот тут мы писали о том, какие поручения работодателя незаконны при удалённой работе.